Обзор групп программных продуктов для бюджетирования, представленных на рынке России

Часть 2. Анализ "тяжелых" и "прочих" средств автоматизации

Обратите внимание на другие наши статьи. Они могут быть Вам полезны. " О бюджетировании: коротко и понятно" , "Бюджет движения денежных средств" , "Автоматизация бюджетирования: основной вопрос" , "Основные аспекты совершенствования качества организации предприятия" . Обзор групп программных продуктов для бюджетирования, представленных на рынке России : Часть 1. Как выбрать систему бюджетирования: практические рекомендации Часть 3. Анализ средств автоматизации на платформе 1С и Excel

Просмотрите видеопрезентацию нашей программы и оцените ее функции .

Представим ценовое сравнение продуктов для автоматизации бюджетирования в классе «тяжелых» систем. «Тяжелые» средства автоматизации бюджетирования (модули ERP-систем). Это, в основном, системы зарубежных разработчиков. Характерными особенностями являются: высокая стоимость приобретаемых базовых лицензий и внедрения, широкий функционал, длительные сроки внедрения.

Основными достоинствами «тяжелых» систем являются:

  1. Высокая функциональность и гибкость;
  2. Высокое качество и надежность систем;
  3. Большое количество внедрений, в основном за рубежом;
  4. 4. Высокая производительность систем, позволяющая быстро обрабатывать большие массивы данных и одновременно работать большому количеству сотрудников.

К недостаткам «тяжелых» систем можно отнести:

  1. Высокая стоимость приобретаемых лицензий и внедрения;
  2. Недостаточная локализация (русификация) программ, особенно в части документации;
  3. Сложность и высокая стоимость доработки и внедрения системы, обязательное привлечение сторонних специалистов для внедрения. Стоимость внедрения, как правило, составляет не менее 100% стоимости лицензий. Срок внедрения – от 6 месяцев, а в основном от одного года зачастую внедрения таких систем ведутся в течение нескольких лет;
  4. Зачастую помимо основных лицензий необходимо докупать прочее специализированное программное обеспечение (системы управления базами данных, системы построения отчетов и прочее);
  5. Значительные затраты времени работников на поддержание системы в актуальном состоянии и необходимость в высокой квалификации сотрудников, работающих с системой;
  6. Эффективное внедрение, как правило, возможно, при количестве пользователей не менее 20;
  7. Необходимость четкой регламентации всех бизнес-процессов предприятия или фирмы, которую необходимо проводить до внедрения «тяжелого» программного обеспечения, что также удорожает внедрение.

Стоимость "тяжелых" систем колеблется в пределах от 417 000 до 1 440 000 рублей за 10 пользователей (без учета стоимости внедрения). Стоимость лицензии на одного пользователя, как правило, не ниже 80 тысяч рублей (напомним, внедрение, как правило, эффективно при количестве пользователей не менее 20-ти, поэтому стоимость на одного пользователя указана ориентировочно).

К этому следует добавить стоимость внедрения, которое, как указывалось выше, по стоимости примерно равно стоимости приобретения лицензий. Наиболее распространенными в России считаются системы Oracle Financial Analyzer (OFA) (Oracle), Microsoft Dynamics AX (Microsoft) и Adaytum e.Planning (Adaytum). Здесь и далее, после наименования продукта, в скобках, будет указываться разработчик программного обеспечения.

Следует заметить, что внедрение «тяжелых» систем бюджетирования на практике может не покрывать потребности предприятия в полноте решения отдельных задач. Например, на одном из предприятий была внедрена система Microsoft Dynamics AX (Axapta) для управленческого учета производственной деятельности. На практике, на этом предприятии, для решения задач бюджетирования использовался Excel, так как осуществление бюджетирования в Axapta не осуществлялось ввиду его методологической сложности и высокой стоимости поддержания системы в актуальном состоянии для данной фирмы.

Наш программный продукт - "Vega: Платежный бюджет" (ООО "Вега Эксперт Консалтинг") может быть использован и в качестве эффективного дополнения к «тяжелым» системам бюджетирования.

Представим ценовое сравнение продуктов для автоматизации бюджетирования для прочих средств автоматизации, не привязанных жестко к внешней технологической платформе (полнофункциональных самостоятельных решений, в том числе SaaS приложений).

Основными достоинствами этих систем являются:

  1. Более низкая стоимость лицензий, по сравнению с «тяжелыми» системами;
  2. Возможность для большинства программ внедрения собственными силами, без привлечения сторонних специалистов, что снижает стоимость внедрения;
  3. Хорошая степень адаптации к российским методам ведения учета;
  4. Возможность обмена данными с основными российскими учетными системами без сложной доработки;
  5. Возможно эффективное внедрение систем для одного пользователя, который выполняет все функции для поддержания системы в актуальном состоянии;
  6. Легкость получений удаленной поддержки при внедрении и работе с системой;
  7. Возможность использования систем сотрудниками, не обладающими глубокими знаниями в области финансовой деятельности, низкая стоимость эксплуатации программы.

Основными недостатками этих систем являются:

  1. Меньшая, чем у «тяжелых» систем, гибкость настройки;
  2. Высокая степень специализации под конкретные отрасли и методы работы базовых версий;
  3. Зачастую невысокая производительность систем (ограничения по количеству пользователей, длительность процедур обработки информации);
  4. Ограниченность применяемых методов анализа.
  5. Недостаточная проработка методологии и малый опыт внедрений программных продуктов.

Стоимость систем данного класса в среднем колеблется в пределах от 30 до 447 тысяч рублей за 10 пользователей. На одного пользователя стоимость систем колеблется в среднем от 5,5 до 70 тысяч рублей. Какого-либо конкретного лидера на российском рынке систем, в данном классе, выделить сложно. Для этого нет соответствующей статистики, а имеющаяся статистика не является репрезентативной.

На наш взгляд, наиболее удобными и эффективными программными продуктами являются Vega: Платежный бюджет (ООО "Вега Эксперт Консалтинг"), КИС Бюджетирование (ЗАО "КИС"), Рrestima (НПО "Компьютер").

К подклассу данного класса программ можно отнести программы для бюджетирования вида "Sofware as a Service (SaaS)".

Sofware as a Service (SaaS) – это продукты, непосредственно размещенные на сервере разработчика программы, с осуществлением хранения базы данных Вашего предприятия на сервере разработчика, и управление которыми осуществляется через интернет-браузер. В данном случае, клиент платит не за приобретение программного обеспечения, а за его использование (аренду). В данном подклассе программ можно привести для примера программу Adaptive Planning (Adaptive Planning, Inc.). Стоимость этой системы порядка 33 тысяч рублей за пользователя в год.

По сути, SaaS-продукты для бюджетирования можно не выделять как отдельный класс программ, однако ввиду развернутой рекламной компании, которые проводят компании-разработчики таких программ, коротко остановимся на их достоинствах и недостатках.

К достоинствам SaaS-продуктов можно отнести:

  • установка программы осуществляется на сервере разработчика, клиенту не нужно устанавливать и обновлять программу;
  • использовать программу можно с любого ПК, достаточно наличия интернет-соединения;
  • низкие требования к мощностям аппаратной части компьютера пользователя.

К недостаткам SaaS-продуктов можно отнести:

  • Ваша база данных храниться на сервере Вашего провайдера или разработчика программного продукта, что повышает риск нарушения конфиденциальности коммерческой тайны;
  • невысокое быстродействие программ, обусловленное постоянным обращением к базе данных через интернет;
  • ненадежность доступа в интернет. Если у Вас, или у вашего провайдера сложности с интернет-соединением, то программа не будет функционировать;
  • функционал подобных систем, как правило, значительно уступает классическим программам, что связано с особенностью разработки приложений в для SaaS.

Предыдущая часть статьи:

Часть 1. Как выбрать систему бюджетирования: практические рекомендации

Представленные цены на описанные ниже программные продукты получены из открытых источников, автор не гарантирует соответствие указанных цен на ПО текущим уровням.

Продолжение статьи:

Часть 3. Анализ средств автоматизации на платформе 1С и Excel

Благодарим разработчиков программного обеспечения, предоставивших материалы для данной статьи. При наличии конструктивных замечаний к данной статье, будем благодарны, если Вы направите их на нашу электронную почту info@vega-expert.ru .


Если у Вас есть вопросы по данному материалу, можете задать их на нашем форуме по адресу http://vega-expert.ru/forum/index.php .

Директор ООО "ВЭК", канд. экон. наук А.Н. Водолазов

Сайт: www.vega-expert.ru Почта: info@vega-expert.ru

Данный текст является авторским. Перепечатка допустима с разрешения администрации сайта.